Лада (+ конкурс)

Нам столетья не преграда!…

Такие стихотворные строки в середине прошлого, ХХ века, поэт Михаил Спартакович (Соломонович) ПЛЯЦКОВСКИЙ написал на музыку композитора Владимира Яковлевича ШАИНСКОГО, и в результате творческого союза двух талантливых людей родилась замечательная песня!

ПОЭТ-ПЕСЕННИК Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

ПОЭТ-ПЕСЕННИК Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ

Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ

Как и предсказывал автор слов, «Лада» с лёгкостью перешагнула рубеж нового тысячелетия и буквально перепорхнула из одного столетия в следующее.

Хорошо известно, что «Лада» была написана более полувека назад, в 1968 году, и несмотря на первоначальные запретительные барьеры цензуры она по сей день остаётся невероятно популярной не только в нашей стране, но и за рубежом.

Кстати, любопытный факт: именно благодаря этой полюбившейся всем песне и красивому женскому имени на автомобильном заводе в городе Тольятти одну из моделей автомашины «Жигули» так и назвали — «Lada».

А спустя 30 лет, в самом конце 20 века в ЦКБ «Рубин» (проект 677) была разработана серия российских дизель-электрических подводных лодок, получивших красивый шифр «Лада».

Музыка — Владимир ШАИНСКИЙ, стихи — Михаил ПЛЯЦОВСКИЙ. Запись музыки и аранжировка — Андрей Бырк. Исполнитель — Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК.

… И в этом же 1968 году мировая музыкально-песенная энциклопедия пополнилась ещё одним прекрасным сочинением. В широкий «прокат» вышла песня британского эстрадного исполнителя Тома Джонса «Delilah» (музыка — Лес Рид (Les Reed), стихи — Барри Мейсон (Barry Mason).

В русском варианте получивший название «Лайла» шлягер (каждый — в своей тональности) исполняли выдающиеся певцы Советского Союза — Муслим МАГОМАЕВ, Эдуард ХИЛЬ, Алибек ДНИШЕВ, Ренат ИБРАГИМОВ, Рашид БЕЙБУТОВ и Валерий ОБОДЗИНСКИЙ. А первым её исполнителем стал невероятно знаменитый Эмиль ГОРОВЕЦ (настоящее имя — Рахмиль Яковлевич Горовец).

Обложка гибкой пластинки. Поёт Эмиль ГОРОВЕЦ

Обложка гибкой пластинки. Поёт Эмиль ГОРОВЕЦ

Для нас этот певец привлекателен, в первую очередь тем, что он обладал особым голосом с яркой, сочной тембровой окраской: средний, между тенором и баритоном.

Увы, в силу особенностей «тогдашнего политического климата», Горовец эмигрировал из страны (но абсолютный факт: перед отъездом в Израиль певец побывал в Братске — братчане хорошо помнят тот, единственный и неповторимый, концерт певца на сцене Дворца Культуры «Лесохимик»).

В СССР Эмиль ГОРОВЕЦ являлся первым исполнителем песни «Я шагаю по Москве», ещё до того, как она прозвучала в одноимённом фильме (авторы Андрей ПЕТРОВ и Геннадий ШПАЛИКОВ); знаменитой композиции «Вы слыхали, как поют дрозды…» (авторы Владимир ШАИНСКИЙ и Сергей ОСТРОВОЙ) — после Горовца на «Песне года» с песней «Дрозды» выступил Геннадий БЕЛОВ, и это стало классикой советской эстрады.

В репертуар Горовца входили: и «Королева красоты» (визитная карточка Муслима МАГОМАЕВА, авторы Арно БАБАДЖАНЯН и Анатолий ГОРОХОВ), и «Дождь и я» (прославившая Олега УХНАЛЁВА, авторы Роман МАЙОРОВ и Онегин ГАДЖИКАСИМОВ), и «Эти глаза напротив» (хит Валерия ОБОДЗИНСКОГО, авторы Давид ТУХМАНОВ и Татьяна САШКО).

Эмиль ГОРОВЕЦ

Эмиль ГОРОВЕЦ

Но в контексте данной статьи мы сознательно делаем акцент на том, что советский вокалист Эмиль ГОРОВЕЦ, впоследствии израильский и американский певец, композитор и автор песен, педагог, переводчик и радиоведущий исполнял песню «Лайла» на русском языке, а текст для него сочинил именно Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ!

/Справедливости ради, сообщаем: существует, как минимум, пять! самых известных стихотворных вариантов — желающие могут их изучить, они есть в свободном доступе/.

И к счастью для всех нас в интернете сохранилась даже уникальная видеозапись: Центральное телевидение СССР, Новогодний «Голубой огонёк» 31 декабря 1968 года — «Друзьям голубого экрана» (где, в том числе, звучит и песня «Лайла» в исполнении Эмиля ГОРОВЦА).

… Михаила ПЛЯЦКОВСКОГО называли романтическим — «Увезу тебя я в тундру», «Через две зимы», «Не повторяется такое никогда», «Крыша дома твоего», «БАМовский вальс». И лирическим — «Девчонка из квартиры 45», «Ягода-малина», «Мамины глаза». И детским — «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот». И даже школьным (!) поэтом — «Чему учат в школе».

Лирический ПОЭТ-романтик Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

Лирический ПОЭТ-романтик Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

На мой взгляд, все эпитеты и сравнения совершенно обоснованы и очевидны. Это его рифмы мы пели дружным хором вчера, поём сегодня и, очень надеюсь, будем петь завтра и всегда. А всего в копилке поэта — более 200 (!) песен.

Михаил Спартакович (Соломонович) ПЛЯЦКОВСКИЙ

Михаил Спартакович (Соломонович) ПЛЯЦКОВСКИЙ

В одном из своих материалов, который называется «Несколько эпизодов истории культурного Братска», я уже вкратце рассказывал, с кем мне посчастливилось видеться и встречаться в этой жизни.

На пике безумной зрительской любви и всенародной популярности в 70-80-90-е годы в числе сотен настоящих (а не «фанерных») звёзд к нам приезжали невероятно живой, подвижный, большущий человек маленького роста — Владимир ШАИНСКИЙ…

Владимир ШАИНСКИЙ

Владимир ШАИНСКИЙ

… и скромный, чуть застенчивый Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ.

ПОЭТ-романтик Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

ПОЭТ-романтик Михаил ПЛЯЦКОВСКИЙ

На сцену выходили люди, не слишком узнаваемые зрительно, в отличие от певцов, что исполняли их произведения, а люди уже громко аплодировали.

И композитор, и поэт — к счастью! — были весьма плодовиты на сочинительство, благодаря чему, нам в наследство осталось много прекрасного и доброго!

… Нарочито завышено поддёрнув брючины, продемонстрировав длинные, как гольфы, синтетические носки в безумно смешную полосатую раскраску, за инструмент садился сам композитор. Якобы, с показным трудом, доставая ногами до педалей, принимался нещадно тарабанить толстенькими пальцами по клавишам, и, утрированно, комично начинал: «В траве сидел кузнечик!».

За роялем Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ

За роялем Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ

Еле заметный (из-за крышки рояля), поблёскивая в свете фонарей и прожекторов ранней лысиной, Владимир Яковлевич заражал всех присутствующих своей бесконечной энергией, обладал неотразимым обаянием, невероятным жизнелюбием и чувством юмора.

Радостное и чуточку характерно-«приплюснутое» в зал летело шаинское «Чунга-Чанга» и «Пропала собака», «Белые кораблики» и «Вместе весело шагать!», «Голубой вагон» и «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Обручальное кольцо», «Родительский дом» и др.

В ответ гремели аплодисменты, свист, и хохот, и дружный хор, и топот детских ног, а на сцене, словно хвастаясь очередным галстуком-«лопаткой», подобно древнегреческому мифологическому Икару раскинув руки-крылья, человек-коротышка почти парил над музыкой и настроением!

А заканчивал своё выступление Владимир Яковлевич всегда одинаково — всё пространство занимал и заполнял оптимистичный призыв-пожелание «Хмуриться не надо, Лада!».

Обычно, подобные гастроли и сборные концерты случались на протяжении целого года, но особенно ценились выступления ко Дню рождения города Братска — 12 декабря.

Однако, поскольку ШАИНСКИЙ тоже родился в этот день, то, разумеется, ему очень хотелось радоваться и отмечать очередную годовщину вместе со своими близкими. И — обязательно в Москве, сидя за семейным столом. Поэтому Владимир Яковлевич исполнял свою «гастрольную партитуру» чуть стремительно, даже бравурно (как двигался и жил сам) и, торопливо откланявшись, моментально исчезал в салоне представительской «Волги», чтобы умчаться в аэропорт.

И вот тогда… в «бой» вступала тяжёлая и мощная, бронебойная артиллерия — сам КОБЗОН! Мега популярный Иосиф КОБЗОН, был частым гостем в нашем городе, тем более, что братчане считали его абсолютно своим, БРАТСКИМ!

Иосиф КОБЗОН

Иосиф КОБЗОН

И за цикл песен композитора Александры ПАХМУТОВОЙ «Таёжные звёзды» (в первую очередь — за исполнение «ЛЭП-500» и «Прощание с Братском»); и за то, что у всех есть такая знакомая девчонка — «А у нас во дворе»; и за настоящий хит — «Погоня», к историческому боевику «Новые приключения неуловимых» (режиссёр Эдмонд КЕОСАЯН, композитор Ян ФРЕНКЕЛЬ, поэт Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ).

А после выхода в 1973 году на экраны «17 мгновений весны» (режиссёр Татьяна ЛИОЗНОВА, композитор Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ, поэт Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) каждый человек в нашей стране подпевал Иосифу Давыдовичу «Не думай о секундах свысока».

Иосиф Давыдович КОБЗОН

Иосиф Давыдович КОБЗОН

Быль. 35 лет назад.

… На одном из концертов звучат как обычно финальные аккорды «Лады», мы стоим за кулисами с Маэстро КРЫЛАТОВЫМ.  Я спросил у Великого композитора: «Евгений Павлович! На Ваш взгляд, почему так насыщенно и так много рокочущих, глухих, шипящих, звонких слогов-звуков в трёх куплетах этой песни: «княЗь — желеЗный — Хмуриться — Звон — ладуШка — бабуШка — кольЧуга — станеШь — будеШь — нагРада — пРегРада»? и т.п.

Композитор Евгений Павлович КРЫЛАТОВ и Игорь КРАВЦОВ на концерте в честь Дня рождения г.БРАТСКА, декабрь 1988

Композитор Евгений Павлович КРЫЛАТОВ и Игорь КРАВЦОВ на концерте в честь Дня рождения г.БРАТСКА, декабрь 1988

В этот момент, раскланиваясь по сторонам, с букетами цветов в руках, появляется ШАИНСКИЙ. «Володя!» — тянет его за рукав костюма КРЫЛАТОВ, и, смеясь, прижимает к сценическим порталам: «Потрудись объяснить молодому исполнителю как автор, почему в твоей песне так много неудобных звуков?».

«Да это всё Мишка-юморист (ПЛЯЦКОВСКИЙ, прим. моё) придумал! Из озорства! Его идея! Он так и сказал: «Пусть это будет для певцов упражнением на дикцию: если справятся с буквами — споют песню! Не сумеют всё проговорить — значит, произведение не прозвучит, и наша „Лада“ для них — не по зубам»».

ШАИНСКИЙ хохочет: «А я и не против!».

Мы обнялись, и оба Мэтра — КРЫЛАТОВ и ШАИНСКИЙ — покровительственно похлопали меня по плечу и, крепко пожав руки, ободряюще напутствовали: «Репетируйте Игорь, тренируйте речевой аппарат, доносите людям поэтические строки чётко и понятно, и — обязательно пойте!».

С тех самых пор я старался всегда следовать совету Великих композиторов, и тем приятнее была похвала, которую однажды сказал мне лично сам Оскар ФЕЛЬЦМАН!

В центре стоят Оскар ФЕЛЬЦМАН, Фред ЮСФИН и Игорь КРАВЦОВ

В центре стоят Оскар ФЕЛЬЦМАН, Фред ЮСФИН и Игорь КРАВЦОВ

Ссылка: Вы поёте Алфавит!

… Такими были лучистый ШАИНСКИЙ и улыбчивый ПЛЯЦКОВСКИЙ, и такими запомнили их братчане.

Композитор Владимир ШАИНСКИЙ

Композитор Владимир ШАИНСКИЙ

Юморист-Поэт Михаил Спартакович (Соломонович) ПЛЯЦКОВСКИЙ

Юморист-Поэт Михаил Спартакович (Соломонович) ПЛЯЦКОВСКИЙ

Друзья! Представляем вашему вниманию весёлую и светлую, с нотками доброго юмора и ностальгии зарисовку на нестареющую песню «Лада». Хорошего вам настроения и радости, пойте и танцуйте вместе с нами!

Видео клип — Константин Лавров. Исполнитель — Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК.

Внимание, Конкурс!

Тот внимательный зритель, кто первым допишет недостающие данные, которые мы пока (сознательно) не опубликовали, и отправит правильный и полный ответ на мою электронную почту (с указанием своего точного обратного адреса), получит мой памятный подарок.

Подсказка:
В видеоклипе использованы кадры советской кинохроники из свободных источников в интернете, фрагменты из:
???????ваш вариант,
документальных фильмов «Братск сегодня» (1976 и 1985), а также фото и видео из личного архива исполнителя — Игоря КРАВЦОВА, БРАТСК.

Пишите на адрес: kravcov-bratsk@ya.ru