Моему большому и бесконечному ДРУГУ — Фреду ЮСФИНУ посвящается…
Фридрих Павлович ЮСФИН — Почётный Гражданин города Братска, Заслуженный работник культуры России, Лауреат премии Ленинского комсомола, командир единственного! в Советском Союзе военно-морского лагеря «Варяг».
Эпиграф:
У каждого из нас свой собственный фарватер жизни и, если тебе посчастливилось успеть оставить в кильватерном следе свой собственный, пенный бурун — тебе повезло!
ПРЕДИСЛОВИЕ
В мировой сокровищнице Её Величества Музыки есть немало фактов «именного посвящения» шедевральных опусов: Создателю, августейшим особам, высокочтимым сановникам, императорам-государям и возлюбленным авторов (большей частью, дошедших до нас обозначенными неведомыми инициалами).
В музыкальной Истории создания некоторых знаменитых песен нашей страны, в первую очередь — в эпоху существования Советского Союза, имеется много примеров, когда те или иные произведения посвящались отдельным выдающимся личностям.
Это герои Гражданской войны: «Песня о Щорсе», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Будённого» /Мы — красные кавалеристы!/, «Эшелонная» /песня о Ворошилове/, «Гайдар шагает впереди» и другие.
Невероятное количество самых разных музыкальных сочинений было связано с основателем первого в мире социалистического государства и вождём мирового пролетариата: с раннего детства и до глубокой старости Владимир Ильич ЛЕНИН сопровождал нас почти в каждой строчке кантат, песен, поэм и иных творений. Даже сегодня, спустя более века нередко можно услышать бодро-хоровое, что «…Ленин, такой молодой, и юный Октябрь впереди!».
Поэты слагали стихотворные рифмы на музыку композиторов и абсолютно заслуженно славили Отца народов — Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА, под непосредственным руководством которого СССР не только совершил гигантский рывок в развитии и победил в ХХ веке фашизм в самой ужасной и кровопролитной Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, но и превратил Советский Союз в самую мощную ядерную державу.
И сколько бы не минуло лет, и какие бы правители не сменялись, наш народ всегда будет поднимать тост «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальём!» и петь «Артиллеристы, Сталин дал приказ!».
Кстати, позднее никаким булганиным-маленковым-хрущёвым и прочим ни песен, ни гимнов более уже не посвящали.
Отдавая дань памяти бессмертному подвигу советских людей появятся и «Алёша» (Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат) — музыка Эдуарда КОЛМАНОВСКОГО, стихи Константина ВАНШЕНКИНА…
… и «Баллада о матери» (Алексей, Алёшенька, сынок!) — музыка Евгения МАРТЫНОВА, стихи Андрея ДЕМЕНТЬЕВА.
Какие бы переломные коллизии и глубинные встряски, геополитические и широкоформатные изменения ни происходили в мире и обществе, вечным останется только КУЛЬТУРА. Умные и здравомыслящие люди (в отличие от злобных бесчинствующих пособников нацизма) никогда не опустятся до отторжения и запрета музыкальных сочинений, и всё так же будут звучать и «Реве та стогне Днiпр широкий», и «Пiсня про рушник», и «Киевский вальс», и «Черемшина».
Славянская народная музыка и авторские сочинения гениальных композиторов на стихи поэтов-песенников навсегда сохранят собирательные «именные» образы в песнях: «Несе Галя воду», «Косив Ясь конюшину», «Эх, Настасья», «Розпрягайте, хлопцi, коней!» (Маруся); «Ой, Марiчко, чичерi», «Гандзя», «Черноглазая казачка» (Катя-Катерина) и многие другие.
На недосягаемой вершине, бесспорно, останется «Катюша»: бессмертная, на уровне генетического кода «вживлённая» в каждого из нас песня композитора Матвея БЛАНТЕРА на стихи Михаила ИСАКОВСКОГО.
В период великих свершений и грандиозных строек, годы выдающихся трудовых побед и достижений, когда воспевался труд созидательный и общий, коллективный, а музыка славила советского человека — строителя прекрасного будущего своей могучей державы, Главными словами были «Мы!», «Наше!» и «Вместе!».
Хотя встречались и редкие «именные» случаи, когда «Марчук играет на гитаре, а море Братское поёт!».
Чистые и светлые чувства любви, дружбы, почтительного и уважительного отношения к настоящим, истинным семейным ценностям были неразрывно связаны с жизнью и по-прежнему стояли на самой высокой планке: «Олеся», «Алёшкина любовь», «Наташка — первоклашка», «Эх, Андрюша», «Алёнушка».
Даже глубоко драматические события, иногда, находили своё отражение в сочинениях композиторов, которые сохранили для потомков имена тех, кто останется в Истории навсегда.
Когда же случилась общечеловеческая, планетарного масштаба трагедия и погиб Первый Космонавт Земли, гражданин СССР Юрий Алексеевич ГАГАРИН, тогда все узнали, что такое «Созвездие Гагарина» и на всех языках пели о том, «Каким он парнем был…» и «Как нас Юра в полёт провожал…».
ОСОБЫЕ ПОСВЯЩЕНИЯ
Можно сколь угодно, до самой бесконечности рассуждать и спорить об эталонах женской красоты, предпочтениях и пристрастиях, преимуществах брюнеток, рыженьких, блондинок или кустодиевской женщины — роскоши, миниатюрных или высоких, худеньких или «спелых» прелестниц Рембрандта, азиаток или представительниц, например, африканского племени масаи — все копья будут сломаны бессмысленно, зазря и понапрасну.
Ни одна красавица и ни одна представительница самой прекрасной половины человечества никогда не сможет уместиться в «прокрустово ложе» любых стандартов, шаблонов и параметров: женская красота неповторима, пленительна и во все века необъяснима!
Но чтобы именно тебе! — по-своему неповторимой и особенной написали музыку и посвятили песню-шедевр, которой будет восхищаться вся просвещённая планета, это, согласитесь, исключительная редкость!
Несмотря на то, что об этой удивительной истории довольно подробно рассказывал и сам кинорежиссёр Владимир НАУМОВ и другие свидетели событий (особо интересующимся рекомендую побродить по просторам интернета), к большому сожалению, сегодня мало кто знает, что именно нашей советской и российской актрисе Наталье БЕЛОХВОСТИКОВОЙ посвящена поистине вечная песня с пронзительно-нежной мелодией под названием «Вечная любовь».
Когда-то во время работы над заключительными эпизодами фильма «Тегеран-43», где снимались признанные звёзды мирового кинематографа Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, Армен ДЖИГАРХАНЯН и Ален ДЕЛОН…
… авторы (Александр АЛОВ и Владимир НАУМОВ) обратились к известному исполнителю и музыканту армянского происхождения (настоящая фамилия которого при рождении — АЗНАВУРЯН) с просьбой написать песню.
При личной встрече он был настолько потрясён обаянием и очарован красотой главной героини Натальи БЕЛОХВОСТИКОВОЙ…
… что (в соавторстве со своим другом, Жоржем ГАРВАРЕНЦЕМ) буквально через два дня выдающийся французский шансонье Шарль АЗНАВУР представил то, без чего сегодня мы все вряд ли могли бы считать полноценной и совершенной вокально-эстрадную палитру музыкального мира.
СИБИРЬ
Восточная Сибирь 50-х годов — суровая и непроходимая, глухая и необжитая, неприветливая и недружелюбная, с мошкой и гнусом — в жгучий летний зной и плавильную жару, с трескучими морозами под минус 60 — долгой, снежной зимой… Немыслимо даже представить себе!
В послевоенный период, после тотальной разрухи и невосполнимых потерь десятков миллионов жизней советских людей Коммунистическая партия и Правительство направляет тысячи первых посланцев страны на грандиозные стройки того, чего ещё не было никогда: нужно возвести целые каскады гидроэлектростанций, построить и вдохнуть жизнь в большие и малые города, проложить железные дороги и линии электропередач, поднять гигантские заводы, фабрики и промышленные комплексы /немалая часть которых была ориентирована на повышение обороноспособности СССР/!
Время мужественных, отважных людей, полных дерзновенных замыслов и космических надежд, могучая и живая песенная Сибириада!
Подобно мудрому кормчему великий НАЙМУШИН водрузил на высокой мачте своего железного крейсера БРАТСКА широкий стяг «БРАТСКГЭССТРОЯ», возглавил опытную команду самых лучших из лучших и, круша и создавая, ломая и сберегая, сквозь многовековую чащобу ринулся на штурм «зелёного моря тайги» и ярким светом ЛЭП-500 осветил изумрудную жемчужину Ангары — красавицу БРАТСКУЮ ГЭС!
О ЧЁМ СКРОМНО УМОЛЧАЛ ГЕРОЙ ПЕСНИ?
Великое время рождает Великие песни — нежные, тёплые, искренние, честные, лирические и ритмично-решительные.
Как ни печально, но, увы, биологически закономерно и согласно возрасту уходят люди — свидетели историй, встреч и фактов: уж многих с нами нет сегодня. Однако, я расскажу вам всем о том, что («по наследству») было доверено мне современниками и непосредственными участниками событий.
О том, насколько неординарным и неуёмным был Фред ЮСФИН, я уже рассказывал в одной из своих статей — можете прочесть:
«Пусть память торжествует», сайт Вадима Скворцова «Совершенно конкретно»
В этом, 2023 году, исполняется ровно 60 лет со дня выхода в свет музыкального цикла «Таёжные звёзды» композитора Александры ПАХМУТОВОЙ на стихи Николая ДОБРОНРАВОВА и Сергея ГРЕБЕННИКОВА.
Впервые прозвучавшие на братской земле песни этих авторов (в исполнении Виктора КОХНО, Майи КРИСТАЛИНСКОЙ и Иосифа КОБЗОНА) стали не просто невероятно популярными на просторах нашей огромной страны: они сделались настоящими символами ХХ века — эпохи молодёжной романтики, комсомольского задора и небывалого трудового подъёма строителей Братской ГЭС, Братска и Усть-Илимска, Богучан и Тайшета, Коршуновского ГОКа (горно-обогатительного комбината) и ещё много всего.
О том, как создавались эти замечательные песни, как зарождалась большая дружба творческих, неуёмных и одержимых молодых людей подробно рассказал в своей захватывающе книге диспетчер строительства Братской и Усть-Илимской ГЭС Фридрих Павлович ЮСФИН.
На 35-й странице книги Фред лишь вскользь упомянул «про костёр».
«Письмо на Усть-Илим» действительно была посвящена именно ЮСФИНУ: этому невероятно деятельному человеку — молодому парню с гривой огненно-рыжих, почти медного цвета волос и национально-выразительным носом.
Мы всегда пели эту песню под гитару, под рояль и оркестр, под баян и даже под стук вагонных колёс и шум волны Ангары, не задумываясь: а разве может быть «тоска в рыжих глазах костра?». Неужели, например, бывают «рот — у облака», или «ресницы — у радуги», или «брови — у ручья»?
На самом же деле после стольких встреч и радостного общения в Братске и Усть-Илимске и от грусти предстоящей разлуки, расставания друзей в первоначальном варианте финала песни был такой текст:
«Усть-Илим! Две зелёных звезды в небесах,
ФРЕД ЮСФИН и тоска в его рыжих глазах…»
Но учитывая тогдашний жёсткий контроль, редактуру и цензуру, порой, чересчур «политизированного» времени и решающий пресловутый «пятый пункт» анкетных данных — а Фред ЮСФИН по национальности был евреем — («О, ужас! Как вы посмели написать про „нерусского“?»), имя и фамилию, под давлением, вынужденно и торопливо авторы заменили на слово «костёр».
Предвосхищая возможное чьё-то «негодование», спешу успокоить отдельных, не особо адекватных и рьяных товарищей и сообщаю: как было — так и останется, как мы с вами пели — так и будем петь общепринятый текст. Данная статья в контексте сохранения нашей общей Истории написана только лишь для полноты информации и расширения кругозора.
На одном из концертов я исполнил песню «Письмо на Усть-Илим» и коротко рассказал присутствующим в зале, кому на самом деле она посвящена, что вызвало и одобрительные аплодисменты, и искренние слёзы главного героя.
Позднее, мы вспоминали этот случай и при личной встрече с авторами песни.
Письмо на Усть-Илим
Музыка — Александра ПАХМУТОВА. Стихи — Николай ДОБРОНРАВОВ и Сергей ГРЕБЕННИКОВ. Запись музыки и аранжировка — Андрей БЫРК. Исполнитель — Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мне очень нравится Усть-Илимск! Уютный и красивый, немногословный город-труженик! И не только потому, что в нём живут и работают мои близкие родственники, и где есть много моих знакомых и коллег по работе.
Но и потому, что я с самого раннего детства часто бывал там и жил ещё в старом городе и воочию видел, как строился этот таёжный красавец (тем более, что, как мы помним, согласно записке-поручению Ивана НАЙМУШИНА, «Усть-Илимск строить с учётом ошибок Братска!», строители многое сумели предусмотреть при его возведении).
Существует распространённое мнение о том, что в паутине интернета навсегда останется то, что хоть однажды там появилось: будь то фотографии, публикации или видеоматериалы.
Недавно о Татьяне САФИУЛИНОЙ в свет вышла книга, на страницах которой есть и мои воспоминания об этой удивительной женщине.
Поэтому, отдавая дань глубокого уважения к моим большим друзьям, я посчитал возможным передать последний привет им, ушедшим от нас в вечность, запечатлев их лица в видеоклипе: герою песни — Фреду ЮСФИНУ и Почётному Гражданину города Усть-Илимска Татьяне САФИУЛИНОЙ (которая всю свою жизнь посвятила работе на благо Усть-Илимска и долгие годы возглавляла Управление культуры этого красивого сибирского города).
Письмо на Усть-Илим
Видеоклип — Константин Лавров. Исполнитель — Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК.
В видеоклипе использованы кадры из документальных фильмов Восточно-Сибирской студии кинохроники (оператор Евгений КОРЗУН), фото из свободных источников — интернет, семейного архива Татьяны САФИУЛИНОЙ и фотографии из личного архива исполнителя — Игоря КРАВЦОВА, БРАТСК.