Нас учили «нА смерть»!

Я родился в СССР! видел немало и многое имею право сравнивать с сегодняшним днём. Никто и никогда не сможет меня переубедить в обратном, я совершенно убеждён: самое лучшее, достойное, качественное и, прошу отметить — бесплатное! образование было именно в Советском Союзе!

Это к нам! ехали в лучшие ВУЗы страны за знаниями со всего мира студенты, а не наоборот.

С глубоким пиитетом, бесконечным уважением и благодарностью, до конца своих дней я буду вспоминать всех своих учителей и преподавателей (от школьной скамьи до вузовского диплома) за науку и знания, что бескорыстно дарили нам эти люди; даже самый отсталый двоечник и хулиганистый пацан стыдился не знать элементарных основ, прописных истин и правил! Всего один пример: я и сегодня «в уме» считаю быстрее, чем молоденькая продавщица «на калькуляторе» потому, что даже ночью, спросонок, смогу наизусть рассказать таблицу умножения!

Нас учили «нА смерть!», т.е. навсегда (я сам придумал это выражение): и меня ни за что не переучить — слово «кофе» мужского рода, а слова «жЮри», «брошЮра», «парашЮт» всегда нужно писать через букву «Ю»: так же как и слова «уЖ», «замуЖ», «невтерпёЖ» всегда будут написаны без «мягкого знака».

… Горжусь, что я получил первое Высшее, очень качественное образование на музыкальном факультете Нежинского Государственного педагогического института (ныне — Университет) имени Н.В.Гоголя (Черниговская область) — замечательные, умные, требовательные люди строго спрашивали с нас всё, чему обучали.

/Только один пример из дисциплины «Хороведение»: мы, студенты, знали поимённо не только самых известных исполнителей всех направлений, но и на коллоквиумах рассказывали про все (!) хоровые коллективы и лучшие ансамбли страны, их руководителей, дирижёров, репертуар, характерные отличия, исполнительскую манеру и даже на слух умели назвать (определить) то или иное произведение/.

Для нас не составляло никакого труда безошибочно сказать кто? поёт: Рижский камерный хор «Аve Sol» или Ереванский хор «Комитас», авторитетный Сибирский русский народный хор или мощный Хор iменi Григорiя Верьовки, былинный Северный русский народный хор или статусный Кубанский казачий хор, недостижимый Академический хор под руководством Владимира Минина или легендарный Русский народный хор имени Митрофана Пятницкого, а так же грандиозный Ансамбль песни и пляски имени Александра Васильевича АЛЕКСАНДРОВА, хрустальные «Воронежские девчата» или непревзойдённые «Песняры» Владимира Мулявина и т.п.
Уровень знаний был превосходным!

… Меня коробит, когда сегодня на Центральных (!) каналах неверно используют падежи или ставят ударения в словах и названиях городов… Быть может потому, что раньше здесь работали ДИКТОРЫ /когда то — элита и непререкаемый авторитет и по внешнему виду, и по дикции, и по грамотному произношению/, а сегодня это всего лишь «ведущие»?…

Как раньше были ПОЭТЫ-ПЕСЕННИКИ, а сегодня это лишь «текстовики»?…

Грустно и печально… особенно от осознания того, как же много времени и сил потребуется в дальнейшем для того, чтобы вернуть, восстановить и возродить всё самое лучшее и достойное, что было в СССР.

Говоря об исполнителях Первой величины, (т.е. о тех, кто соответствовал /нравится это кому-то или нет/ наивысшим требованиям очень выверенной идеологической линии коммунистического руководства великой державы — всё-таки надо понимать уровень! — страну! и дома и за рубежом представляете!), нужно обязательно отметить — Советский Союз всегда был богат на таланты самых разных народов и национальностей.

В каждой республике, области, крае, городе и посёлке были свои голосистые «звёзды»: доярки и трактористы, поварихи и кондукторы, ткачихи и ротные запевалы, библиотекари и метростроевцы, учёные и производственники.

Очень редко встречались и истинные «самородки», но большинство людей долго и кропотливо учились и пели не как придётся или хочется, а что называется «по школе»: дыханию, артикуляции, владению голосом, сценической культуре и ещё очень многим премудростям этой сложной науки.

Кто-то сумел «пробиться» в столицы своих республик — и даже в Москву! и был замечен знающими и опытными людьми на радио и ТВ, а кто-то (в силу разных обстоятельств и причин) так и остался кумиром только свой малой родины. Да оно и понятно: любой, даже самый знаменитый ансамбль или большой и прославленный хоровой коллектив не сможет принять в штат всех желающих, пусть даже и обладающих превосходными голосами.

Не каждому удавалось пройти горнило трудностей и испытания славой, известностью, любовью и вниманием поклонников — случалось и попадание в т.н. «чёрные списки» (запрет на профессиональную деятельность, размагничивание любых записей и упоминаний, выдворение из страны и, в худшем случае, многолетняя «прописка» в местах не столь отдалённых» с весьма печальным финалом — «перегибов» хватало во все времена, увы).

Не мне судить о жизни творческой интеллигенции и «богемы» в те годы: лучше всего о самых сокровенных тайнах и незнакомых фактах судеб этих людей расскажут архивы, воспоминания биографов и современников — библиотека Вам в помощь! /особенно рекомендую нотно-музыкальный отдел Главной, Ленинской библиотеки в Москве — там можно найти совершенно уникальную информацию почти обо всём! /

Народные певцы, оперные солисты и эстрадные исполнители если уж и брались за какое-то произведение, то работали над ним очень кропотливо, до блеска отшлифовывая и доводя до полного совершенства.

Разумеется, подражать кому-то из великих, «перепевать» кого-то и повторять что-то никому совсем не возбраняется: прекрасно, что песни продолжают свой путь и находят отклик в сердцах многих слушателей!

Но, согласитесь, пожалуйста — разве кто-нибудь сможет спеть, например, «Вдоль по Питерской» так, как это сумел спеть планетарный Муслим МАГОМАЕВ?…

… Или хотя бы приблизиться к уровню «Дубинушки» самого русского из русских — Фёдора Ивановича ШАЛЯПИНА? — ведь это не просто классические примеры народных шедевров, это самое настоящее ЭТАЛОННОЕ исполнение Великих Мастеров!

Ах, как звучат народные песни в их исполнении!… Какие Имена хранит культурная сокровищница!…

…Уникальный Иван Семёнович КОЗЛОВСКИЙ, певица на все времена — Лидия Андреевна РУСЛАНОВА, лиричный Сергей Яковлевич ЛЕМЕШЕВ, бриллиант земли русской — Людмила Георгиевна ЗЫКИНА, абсолютно совершенный Иосиф Давыдович КОБЗОН, пленительная Изабелла ЮРЬЕВА, статная Бэлла РУДЕНКО, неповторимый Борис РУБАШКИН, гордая Мария БИЕШУ, стремительный Юрий ГУЛЯЕВ, жгучая Тамара СИНЯВСКАЯ, утончённая Галина НЕНАШЕВА, широкий Юрий БОГАТИКОВ, звёздная Александра СТРЕЛЬЧЕНКО, пленяющая Надежда ЧЕПРАГА, неподражаемая Мария МОРДАСОВА, бесконечный Вадим КОЗИН, чувственная Людмила РЮМИНА, изысканная Нани БРЕГВАДЗЕ, душевный Ярослав ЕВДОКИМОВ, глубинная Ольга ВОРОНЕЦ, зажигательная Алла БАЯНОВА, универсальный Евгений НЕСТЕРЕНКО, неземная Анна ГЕРМАН, блистательный Владимир ДЕВЯТОВ, сказочная Валентина ПОНОМАРЁВА, задумчивая Жанна БИЧЕВСКАЯ, огневой Николай СЛИЧЕНКО,    украинские зiроньки: — Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО, нежная Нина МАТВИЕНКО, мелодичное трио «МАРЕНИЧ», культовая София РОТАРУ, авторитетный Николай ГНАТЮК, заоблачная Мария Фёдоровна БРОВЧЕНКО, степенный Анатолий МОКРЕНКО; единственная такая — Евгения СМОЛЬЯНИНОВА, Геннадий и Анастасия ЗАВОЛОКИНЫ, яркая Людмила НИКОЛАЕВА, распахнутый во всю ширь Борис ШТОКОЛОВ, акварельная ПЕЛАГЕЯ, современный Александр ВЕРТИНСКИЙ наших дней — Олег ПОГУДИН, заводная Екатерина ШАВРИНА, изумрудная Раиса ЩЕРБАКОВА /ансамбль «Казачья воля»/, мужественный Евгений ДЯТЛОВ, восхитительный «КАРАГОД», «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» Надежды КАДЫШЕВОЙ и Александра КОСТЮКА, Народные ансамбли ПРИАНГАРЬЯ — «КРАСНАЯ ГОРКА», «КАЛИНА», «ЛЮБАВУШКА»; многогранная группа «БЕЛЫЙ ДЕНЬ», фолк-группа «КУМОВЬЯ», яркие представители вокальной культуры Красноярска: сердечная Евгения СТАРОСТИНА и самобытная группа «ЯХОНТ»; шикарный коллектив «БАБКИНЫ ВНУКИ», звенящая «РУССКАЯ ПЕСНЯ» Надежды БАБКИНОЙ, и, Слава Богу, многие другие.
Перечислять можно много и долго, хотя и не бесконечно…

Главное: чтобы не кончилась пряжа, курчавилась, кружилась и плелась тёплыми, ловкими и умелыми пальцами натруженных рук скрученная нить и крутилось, как на древнем и старинном веретене наше, родное! не разорвалась бы эта нить, связующая прошлых, сегодняшних и будущих поколений, исполнителей народных песен и произведений в народном стиле и не иссяк родник чистой души и кристальной воды!

ВИШНЯ
/Под окном широким…/


Музыка — Александр КОСТЮК, Стихи — Юрий ЩЕРБАКОВ
Исполнитель — Игорь КРАВЦОВ, БРАТСК
и Народный Ансамбль русской песни «ЛЮБАВУШКА»